Небольшой экскурс в историю медицины.
Трезвое понимание современности основывается на знании истории. Исторические параллели позволяют более адекватно оценивать происходящее, тем более, если история повторяется. Ниже приводятся некоторые выдержки из книги Амеке Вильгельма “Возникновение гомеопатии и борьба против ее распространения”, отпечатанной издательством “Гомеопатическая медицина” в 2002 г. по изданию, осуществленному санкт-петербургским издателем Ф.К. Флеммингом в 1889 г.. “……..Гиртаннер, ………восклицает: “Так как медицина не имеет никаких твердых принципов, так как в ней ничто еще не выработано, и она имеет мало основанных на опыте, точных и достоверных данных, то каждый врач имеет право руководиться только своим собственным мнением. Когда нет речи о знании, а все только имеют мнение,то все мнения стоят одно другого. В непроницаемой египетской тьме невежества, в которой ощупью бродят врачи не видно ни малейшего проблеска света, при помощи которого они могли бы ориентироваться. Я не забочусь о том, что кто-нибудь сочтет за оскорбление все сказанное мной. Я имею намерение не оскорблять, а высказывать истину. Если кто-нибудь из практикующих врачей не доволен, тем, что я говорил, то пусть обратится к своей совести и проверит, много ли он имеет точных медицинских сведений. Кто будет в состоянии указать мне достоверность в медицине, пусть первый бросит в меня камень!” Но и сами эти критики не видели более глубоких оснований этой путаницы. Врачи не умели наблюдать. Вместо того, чтобы собирать фактические и только фактические данные и выводить заключения только на основании этих последних, они брали отдельные наблюдения, делали сравнения, создавали теории и подчиняли им все случаи. В довершение всего натуральная философия снабдила этих умозрителей крыльями, на которых они, отрешившись от действительности, воспарили в горные выси. К тому же у большинства врачей стремление к познаниям сильно ослабело. Этот факт часто вызывал жалобы. Проф. Бальдингер высказывал сожаление, что не только многие врачи, но и многие профессора проявляют мало стремления к науке. ….. ………….Конечно, не было недостатка в университетах ; в конце истекшего и в первое десятилетие настоящего столетия насчитывалось более 40 университетов с немецким языком, из которых, однако только часть имела для изучения медицины клинические учебные.заведения.
Товарищеские отношения врачей соответствовали степени познаний. “Яростный дух партий, — писал проф. Роозе, 1803, — овладел многими умами и угрожает достигнуть самых широких размеров. Врачи разделяются на секты, между которыми вследствие сильных и часто неосновательных противоречий, развивается такое страшное озлобление, что они не признают в друг друге ничего хорошего. Фанатизм и страсть к преследованию все чаше и чаще встречаются среди врачей, которые в этом отношении отличаются от прежних озлобленных религиозных сект только тем, что, к счастью, они слишком слабы, чтобы вооружить огнем и мечом весь мир против своих противников. Если бы дух времени допустил у нас, как у азиатов, свыше откровенную врачебную науку, то, без сомнения, появилось бы католическое и протестантское вероисповедание с папой и главным пастором во главе”.
Чем менее уверенности чувствует врач в своем искусстве, тем громче раздается крик о помощи к государству против знахарей и шарлатанов. То же самое было и в те времена. Между прочим, Ведекинд (1. с. S. 38), описывая один диспут врачей, защищавших господствовавшие в то время мнения, заставляет воскликнуть одного из них:“Ученый врач погибает, если правительство всеми средствами не поддержит его”.
Печальное состояние этой “науки”, тем не менее, объясняет нам последующую ожесточенную борьбу”. Напоминаем читателю, что указанные строки были написаны более 120 лет тому назад!
|